К безусловному успеху самарской фирмы «СКАДО», популярности ее продукции - канатных дорог - коллеги относятся по-разному. Одни говорят - мол, «захватили рынок», другие - «по справедливости заняли на нем свою нишу»... Так в чем же на самом деле секрет успеха этого предприятия, сумевшего, начиная с 1997 года, построить по всей России более 200 канатных дорог, в числе первых получившего сочинские контракты?

Наш собеседник - генеральный директор фирмы ЗАО «Самарские канатные дороги».
Александр Евгеньевич Козловский.



А.Х. Александр Евгеньевич, очень часто генеральные директора предприятий, с которыми мне доводилось общаться, признаются, что в свою производственную сферу они попали случайно. А у Вас это так или не так?

А.К. Прежде всего должен сказать, что ни в какие случайности я не верю, в нашем мире закономерно буквально все. Во-вторых, сколько себя помню - был, есть и остаюсь по сей день романтиком... А что может быть романтичнее гор? Вспомните строки Владимира Высоцкого - «Лучше гор могут быть только горы...». Это правда! А канатная дорога, ведущая к недоступной вершине - это единственное, что дает человеку еще и непередаваемое ощущение парящего полета, когда под ногами у тебя медленно проплывают ущелья, пропасти, скалы... Чтобы понять это чувство, его нужно хотя бы однажды пережить самому. И тогда станет ясно, почему буквально каждый ввод в эксплуатацию очередной канатной дороги на горнолыжном объекте становится для нашего коллектива настоящим праздником!


А.Х. Звучит просто замечатель­но! Но у любой романтики, реализовавшейся в нашей все более прозаической с каждым годом жизни, а тем более в Вашем случае, должен быть вполне реальный производственный фундамент. Например, как Вам удалось выжить в период многочисленных перестроек и реформ, под которыми индустрия стонала и ломалась, многие предприятия просто гибли?

А.К. Есть хорошая поговорка: не было бы счастья - да несчастье помогло. В 80-е годы канатные дороги являлись продуктом кооперации десятков предприятий, принадлежащих разным министерствам. Можете представить, сколько времени уходило на различные согласования-переговоры-договоры? Вот и строились канатные дороги лет по пять-шесть. Будучи тогда директором куйбышевского производственного объединения «Союзлифтмонтаж», изготавливавшего исключительно металлоконструкции, я, начиная с 1984 года, хотел воплотить в жизнь идею - от начала и до конца делать канатные дороги самим. А это требовало расширения профиля предприятия - чтобы охватить весь производственный цикл, нужно выпускать не только металло­конструкции, а, кроме того, поэтапно доводить дорогу до строительства и монтажа на месте! И сделать это удалось, когда кооперация, хрустнув под колесом истории, развалилась. Сей­час завод до 70% комплектующих делает сам и сам же строит объект, сдавая его «под ключ».


А.Х. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

А.К. Строительство канатной дороги начинается с выбора трассы - с геодезическо-топографической съемки местности. Строительство горнолыжного комплекса - с разработки мастер-плана. Каждый создаваемый нами проект всегда уникален и требует сугубо индивидуального подхода к работе.
Следующий этап осуществляет наше проектно-конструкторское бюро. Проектирование и конструкторские разработки идут, разумеется, с учетом полученных данных. И затем, уже в цехах, происходит изготовление оборудования. Наконец, на место действия выезжают наши монтажники - строить дорогу и обучать ее будущий персонал. В финале - сдача объекта и уже упомянутый мной праздник!


А.Х. Александр Евгеньевич, но ведь для того, чтобы добиться сегодняшнего успеха, занять на рынке нишу, которая фактически никому, кроме «СКАДО», не по зубам, вероятно, пришлось преодолеть и чисто технические, и бюрократические препоны. Как Вам это удалось?

А.К. Я считаю поистине судьбоносным моментом для нашего предприятия 1996-й год. По зрелом размышлении руководство компании проявило инициативу стратегического характера - вошло в группу всемирно известной австрийской фирмы «Doppelmayr».


А.Х. Инициатива именно страте­гическая?.. Если можно, поясните.

А.К. Все очень просто: принятое решение означает опору на новейшие технологии мирового лидера строительства канатных дорог, на опыт работы самого крупного производителя подъемных механизмов, на счету которого более 13 тысяч объектов, построенных по всему миру.
Главное, результат не заставил себя ждать. Мы добились мощного скачка в качестве нашей продукции. Сейчас она высокотехнична по любым мировым стандартам и поэтому конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на международном рынке. Любой производственник вам скажет, что дороже высокого качества нет ничего! На «СКАДО» постоянно обновляется оборудование, применяются и самые новейшие современные технологии, и материалы самого высокого качества. Приведу простой пример: наши конструкции - все без исключения - проходит горячее цинкование, благодаря которому раз и навсегда решается проблема борьбы с коррозией сооружений.


А.Х. Вы наверняка помните времена, когда россияне в любой сфере, где шла купля-продажа, гонялись за импортной продукцией.

А.К. Сейчас качество продукции, предлагаемой «СКАДО», - что на внутренний рынок, что на внешний - одинаково высокое! Речь идет о транспортировке людей, а современная канатная дорога - вид транспорта очень высокопроизводительный: на одном канате может находиться одновременно несколько сотен человек. Поэтому и степень ответственности за их жизнь переоценить просто невозможно. Ведь жизнь человека - действи­тельно высшая ценность!
Естественно, что все стадии создания дороги, от проектирования до строительства, находятся под очень жестким контролем. Все действия и их результаты подтверждаются актами качества, проходят испытания, сертифицируются, и лишь потом объект запускается в эксплуатацию.
В полном соответствии со стандартами фирмы «Doppelmayr» и рос­сийскими нормами и правилами мы разработали свой внутренний стандарт качества и скрупулезно следуем этому документу.


А.Х. Иными словами, секрет успеха «СКАДО» - инновационный и включает в себя несколько составляющих: сочетание современных высоких технологий, дальновидных управленческих решений и хорошо усвоенный, глубоко осмысленный мировой опыт. Наверное, и особый отбор персонала?

А.К. Строго говоря, в коллективе предприятия практически нет случайных людей. Среди нас много горнолыжников, альпинистов, туристов, увлеченных тем, что свою продукцию они выпускают еще как бы и «для себя». Среди старшего поколения - зрелые профессионалы, люди, пережившие самый тяжелый период существования фирмы, с 1991 по 1997 году за проявленные тогда терпение, сноровку и мужество.


А.Х. Александр Евгеньевич, я знаю, что география построенных Вашим предприятием объектов очень широка. Они расположены по всей России и за ее пределами: Урал, Кавказ, Карпаты... Каковы на Ваш взгляд общие перспективы развития канатных дорог?

А.К. Сейчас много говорится об экологии, о транспортных пробках в больших городах и даже о «человеческих» в метро - там, где оно есть. В московском метро в «час пик» люди застревают не хуже, чем машины на дорогах.
А теперь подумайте, какой транспорт может быть чище экологически, а заодно и экономичнее, чем канатные дороги?.. Уверен, что у них большое будущее в наших городах и крупных мегаполисах! Ряд таких проектов мы уже реализовали: построены гондольные канатные дороги через реку Томь в Междуреченске и реку Урал в Оренбурге, ставшие, к слову сказать, яркой достопримечательностью этих городов.


А.Х. Ваша фирма на сегодняшний день - основной подрядчик по канатным дорогам, которые строятся в Сочи к Олимпиаде 2014...

А.К. Да, и мы этим гордимся по-настоящему! Многое уже успели построить, хотя впереди еще ряд объектов. К слову сказать, в их числе и подвесная канатная дорога в городской зоне. Уверен, что со временем канатные дороги станут спасением для горожан!


А.Х. Вы меня убедили. Но давайте чуть-чуть о грустном - я имею в виду нынешний кризис. Отразился ли он на Вашей фирме?

А.К. Вряд ли найдется хотя бы одно предприятие, на котором он не отразился. Но у нас при этом все равно положение стабильное и, без преувеличения, хорошее. Заказы есть, как и прежде, но по некоторым из них произошла временная приостановка финансирования, поэтому мы по ним несколько сбавили темп работ. Но я не сомневаюсь, что финансирование продолжится и эти объекты мы доведем до конца. У нас традиция - нет ни одного объекта, который бы мы, начав, не достроили.
Ну, а остальные проблемы такие же, как у большинства предприятий: в первую очередь не хватает квалифицированных кадров - молодых, конечно. Причина, разумеется, в практически развалившейся системе профтехобразования.


А.Х. Как же Вы выходите из положения, да еще и при таких высоких стандартах?

А.К. Готовим специалистов у себя. Создаем из желающих группу обучения, а после его завершения аттестуем их. Потом происходит еще и что-то вроде естественного отбора - отсев, после которого остаются те, кто может и умеет, а главное - хочет квалифицированно работать. Те самые «романтики», которые и составляют на самом деле основу всего - в том числе производственного базиса!
Убежден, хотя нас раньше и учили прямо противоположному, что все начинается не с материальных потребностей человека, а с тех устремлений, которые принято называть «высокими». Можно определить это и как романтизм, и как идейность, и как энтузиазм. А суть одна: именно этот «романтический контингент» становится всегда и везде основой всего настоящего, нужного другим людям. Он в итоге и решает самые сложные, самые наболевшие вопросы в историческом развития цивилизации.


Беседу вела Алла ХЛЕБНИКОВА.