Какие основные составляющие нужны для полноценного функционирования горнолыжного центра?

Стержневым сооружением любого горнолыжного центра является канатная дорога. Это как ствол дерева, на котором отрастают ветки и на них появляются листва и плоды. Поэтому, как только устанавливается канатная дорога, вокруг нее начинает развиваться вся инфраструктура: строятся гостиницы, кафе, рестораны, приезжают люди. Если нет канатной дороги, то ничего не происходит.

Следующими элементами после канатной дороги являются ратрак и снежная пушка. Люди хотят отдохнуть в полной мере, что возможно при наличии ухоженных трасс, которые должны быть хорошо заснежены и подготовлены. Сейчас есть высокопроизводительное оборудование, которое эффективно напыляет снег и отлично готовит трассы. Здесь существуют различные варианты: можно, конечно, купить хорошую технику, уже побывавшую в употреблении. Но практика показывает, что те, кто в период раскрутки экономил деньги и приобретал такое оборудование – канатную дорогу, пушки или ратраки – впоследствии начинает приобретать исключительно новую технику.

Многие люди приезжают на ГЛК, не имея своего инвентаря, планируя взять лыжи или сноуборд напрокат. В прокате люди должны иметь возможность выбора подходящего оборудования. Поэтому прокат должен располагать лыжами самого различного уровня. Очень важной составляющей проката является оказание профессиональной помощи при выборе ботинок и лыж – это залог безопасности человека, а также приятного катания. В хороших ГЛЦ есть специальные компьютерные программы, учитывающие все данные человека: вес, рост, размер ноги, уровень катания – при подборе оборудования и его настройке.

Если компания или семья, приехавшая на горнолыжный курорт, катается на лыжах не в полном составе или хочет сделать перерыв, для этого на горнолыжном комплексе существуют спортивные и игровые площадки. Это объекты, привлекающие внимание туристов. Например, в семье с маленьким ребенком, родители всегда смогут насладиться катанием на лыжах вдвоем, оставив ребенка под присмотром в, так называемом, детском саду, где воспитатель занимается с детьми или учит их кататься на сноуборде и лыжах. Тем самым дети приучаются к активному отдыху и становятся потенциальными клиентами ГЛК.

Я знаю несколько очень маленьких горнолыжных комплексов, трассы которых практически не представляют интереса для опытных лыжников. Однако за счет проведения различных развлекательных мероприятий эти центры привлекают огромное количество людей. Различные шоу, концертные программы, выставки являются дополнительным фактором привлечения клиентов. Люди едут туда не только покататься на лыжах, но и получить полноценный отдых и впечатления.

Отмечу, что планирование горно-туристического комплекса: функции, размер, расположение зданий – следует осуществлять заранее на стадии разработки концепции. Это позволит избежать сложностей при расширении его территории в будущем.

Насколько важны системы снегообразования для горнолыжного комплекса?

Системы снегообразования на ГЛК – один из важнейших факторов успеха. Как правило, любители горных лыж и сноуборда с нетерпением ждут появления снега, чтобы как можно раньше начать сезон. В помощь этому на горнолыжных комплексах устанавливается система оснежения, которая позволяет гораздо раньше открыться. Несомненный плюс искусственного оснежения в том, что в силу своей структуры искусственный снег медленнее тает и тем самым продлевает период катания на лыжах.

Примером эффективной работы системы оснежения являются трассы ГЛК «Роза Хутор» (будущие трассы Олимпиады 2014) накануне проведения Кубка Мира по горным лыжам 2011. По погодным условиям длительное время в Красной Поляне была необычно высокая температура для этого времени года, что ставило под угрозу все мероприятие. И лишь за некоторое время до начала соревнований температура опустилась до отметки, позволившей начать производство снега и провести Кубок.

Какая роль у снегоуплотнительных машин на ГЛК?

Во время искусственного оснежения пушки распыляют снег неравномерно. Ратрак позволяет быстро и качественно разнести его по трассе. Кроме того, за спусками нужно постоянно ухаживать для обеспечения комфортного катания. Большое количество посе тителей – это, несомненно, хорошо для комплекса, что, однако, значительно повышает степень ответственности ГЛК за качественную подготовку трасс. К концу дня снежный покров трасс становится неравномерным и бугристым. Это нравится далеко не всем. Снегоуплотнительные машины помогают устранить эти проблемы, и после обработки трасс люди смогут с наслаждением прокатиться, как говорят, «по вельвету» обновленных трасс.

Кроме того, сейчас все более популярными элементами горнолыжного комплекса становятся хаф-пайпы, фан-парки и сноуборд-парки. Возможности ратрака позволяют не только следить и за ними, но и создавать различные снежные фигуры и сооружения.

На сегодняшний день существует большой выбор эффективных и многофункциональных снегоуплотнительных машин, которые решают многие проблемы на ГЛК и обеспечивают качественное катание.

Как, по Вашему мнению, российское правительство относится к развитию горнолыжного бизнеса?

Вообще правительство относится к этому очень серьезно и оказывает поддержку бизнесу. Существуют различные программы для развития в горных регионах туристических центров, и я могу привести пример: сейчас выполнен проект «Разработка концепции строительства горнолыжного центра на Камчатке». Это интересный регион страны, который привлекает не только россиян, хотя находится далеко от центральной части России, но и очень много иностранцев. Здесь есть вулканы, гейзеры, и в то же время там мягкий климат, выпадает много снега. Надо отметить, что многие очень именитые спортсмены-горнолыжники вышли именно с Камчатки, поскольку там очень сильно развиты традиции горнолыжного спорта, и есть хорошие горнолыжные школы. Эта Концепция была утверждена, прошла Госэкспертизу и теперь готова к реализации. Я надеюсь, что в ближайшее время найдутся инвесторы или средства из Госбюджета, и этот проект начнет осуществляться.

Также есть большой известный проект «Курорты Северного Кавказа», разработанный по решению правительства. Кавказский хребет, имеющий длину более 1200 км – это очень красивое и необычное место, где практически по всей длине можно найти великолепные места, заманчивые для туристов и пригодные для строительства горно-туристических центров. Много людей из различных регионов России посещают регионы Кавказа, где уже существуют ГЛЦ: Эльбрус и Чегет (Приэльбрусье), Карачаево-Черкесия (Домбай). Однако со временем эти комплексы перестают соответствовать требованиям, предъявляемым к ГЛЦ. Согласно этой программе предполагается, что государство выделит порядка 450 млрд. рублей, на строительство инфраструктуры, автодорог, линий электорпередач, различных коммуникаций, в том числе аэропортов. Обозначено 5 горнолыжных центров, которые планируется развивать в ближайшее время – это Лаго-Наки (Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесия), Приэльбрусье (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия), Матлас (Дагестан). Повышенный интерес к этим регионам стал проявляться и в силу того, что жизнь здесь становится более стабильной.

Только по этим данным видно, что государство всерьез заинтересовано развитием данного вида бизнеса и не только государство – привлекается и частный бизнес. Строительство таких центров является не только созданием зоны развлечений, но и решает многие социальные проблемы в регионе. Для Кавказа это особенно актуально, потому что это означает появление большого количества рабочих мест, решение многих социальных проблем и более спокойную жизнь. По моим данным, при строительстве новой канатной дороги, на одно рабочее место на канатной дороге, появляется 15-20 дополнительных рабочих мест в инфраструктуре. Развивается инфраструктура, повышается уровень жизни населения.

Что касается частных предпринимателей, желающих построить ГЛК, то самая большая трудность здесь – это вопрос с отводом земли. Неоднократно выносился на обсуждение факт возникновения сложностей с существующим законодательством в этом вопросе. Это является сильным сдерживающим фактором.

На мой взгляд, целесообразно использовать опыт развития туризма других стран, в том числе, и южных. Для его развития необходимо на первое время освободить инвестора от налогов. Например, когда развивались курорты Турции, были объявлены налоговые льготы для тех, кто вкладывал в строительство ресторанов, пляжей, гостиниц. Эти фирмы или предприниматели освобождались от налогов сроком на пять и более лет. Создание соответствующего законодательства могло бы серьезно стимулировать частных инвесторов вкладывать деньги в развитие горного туризма.

Могут ли в России ГЛК работать круглый год?

Эффективное развитие горно-туристических центров в Европе пришлось на 50-е годы прошлого века, но ситуация проблемной загрузки в летний период существовала вплоть до конца ХХ века. И только начиная с недавнего времени стали разрабатываться программы развития летнего горного туризма: люди стали приезжать в горы, чтобы подышать чистым воздухом, поесть экологически чистых продуктов, совершать прогулки по окрестностям. Сейчас в Европе очень популярен такой вид спорта как Скандинавская ходьба, когда люди выходят на маршрут с телескопическими палками и с их помощью совершают пешие прогулки по окрестностям. Это дает хорошую нагрузку на все мышцы и стимулираует работу дыхательных органов. Плюс горные велосипеды, маунтин-борды, различные аттракционы с применением в горах. Люди селятся в тех же гостиницах, что и зимой. Поэтому в странах-родоначальницах горнолыжного туризма сейчас большая загрузка горно-туристических комплексов наблюдается круглый год. Хотя, конечно, межсезонье существует. Это конец апреля – май и конец сентября – октябрь. В это время на ГЛК проводится профилактика канатных дорог, оборудования и подготовка к новому сезону. В России летняя загрузка тоже внедряется, но пока еще медленными темпами. Если рассматривать Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию – то здесь и в летнее время постоянно бывают туристы, желающие посмотреть на красивые места в горах. Но в остальных регионах это было и пока еще остается проблемой, потому что у владельцев ГЛК еще недостаточно опыта для создания круглогодичных комплексов.

Однако есть и положительные примеры: круглогодичный центр «Бобровый Лог», принадлежащий компании «Норильский Никель». Комплекс находится недалеко от центра Красноярска. Он хорошо освещен и легко доступен, там есть все условия для зимнего и летнего отдыха.

На Ваш взгляд, каковы дальнейшие перспективы развития горнолыжной индустрии в России?

Что же касается развития горнолыжного спорта и центров, то на основании тех данных и опыта, который я имею, могу сказать, что с каждым годом строится все больше и больше горнолыжных центров, даже не горнолыжных, а горно-туристических, спрос не снижается. Это я связываю с тем, что меняется мировоззрение людей. Подрастающее молодое поколение привлекает активный отдых, и поэтому потребность в таких центрах возникает буквально во всех регионах и областных центрах России, в том числе и там, где крупных гор нет.

В последнее время зачастую средний и малый частный бизнес заинтересован в строительстве горнолыжных центров. Предприниматели строят небольшие привлекательные ГЛЦ, которые успешно работают. И потом они не останавливаются на достигнутом, а продолжают развиваться: заказывают новые канатные дороги, новое оборудование, строят новые трассы. Однако строительство горнолыжного центра – это непростой бизнес, начинать который следует, как минимум, проконсультироваться со специалистом.

Этот бизнес не является убыточным. Но он не так быстро окупается, как например, торговля, зато это стабильный бизнес, который всегда будет востребован.

  • Манжерок
  • Чекерил
  • Соболиная гора
  • Горный воздух
  • Хвалынь
  • Роза Хутор
  • Гладенькая
Теперь возможно приобретение в ЛИЗИНГ! Узнать подробнее